На этот раз законопроект, призванный увеличить собираемость штрафов, вынес на обсуждение коллег председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник. Владислав Матусович предложил внести изменения в закон об ОСАГО и некоторые другие законы, обязав водителей иметь при себе специальные кредитные карты для оплаты на месте штрафов за нарушение правил дорожного движения. Причем наличие кредитной карты будет столь же обязательным, как и наличие полиса ОСАГО. И, судя по всему, карать за ее отсутствие будут так же, поскольку оное отсутствие будет считаться административны м нарушением. А получение кредитной карты будет обязательным одновременно с получением полиса ОСАГО. Пресс-секретарь депутата Анжелика Есоянц уже пояснила, что, согласно задумке ее шефа, в каждом автомобиле ГИБДД будет установлен специальный терминал (аналогичный тому, посредством которого мы расплачиваемся «кредиткой» в магазине).
Естественный вопрос: почему бы не ограничиться просто обязательным введением мини-терминалов в автомобилях ГИБДД? Я мог бы расплатиться за нарушение ПДД (если я согласен с самим фактом нарушения) любой из своих кредиток – хоть VISA, хоть Master-Card. Увы, увы и еще раз увы: абы какой картой расплатиться будет невозможно. Законопроект предусматривает, что банк, обслуживающий «штрафные» кредитные карты, будет выбран в процессе специального конкурса. Или, точнее, банки, поскольку в России насчитывается более 30 миллионов автовладельцев – одному банку такой объем обслуживания «пластика» просто не осилить.
Законопроект продвигается как некая панацея, которая, во-первых, позволит в разы повысить собираемость штрафов (ведь если при тебе «штрафная кредитка», то отговориться неимением денег уже не удастся, а присутствие кредитки обязательно). А во-вторых, снизить уровень коррупции среди сотрудников ГИБДД, поскольку из общения водителя с инспектором будут выведены вопросы о форме оплаты штрафа – карточка и только карточка.
Кое-кто уже открыто говорит о лоббировании банковских интересов на самом высоком уровне. Ведь за прошлый год только в Москве было задержано около 2,5 миллионов водителей – за грубые нарушения ПДД, которые нашли отражение в протоколах. Если взять минимальный штраф – 100 рублей, то за год банки только в Москве соберут четверть миллиарда рублей. А если минимальный штраф, как планируется, повысят до 1000 рублей? Получается уже 2,5 миллиарда. А каков будет сбор от России в целом?..
Ведь странная получается штука: о подобных шагах говорили давно, если память не изменяет, обсуждения начались лет пять назад. Но велись они вяло: банкирам и так забот хватало. Но грянул кризис, кредит стал многим просто не по карману: люди бы и рады взять, да не могут. А тут – всех обяжут ЗАКОНОДАТЕЛЬНО лезть в долги.
Мы попросили прокомментирова ть думскую инициативу вице-президента Движения автомобилистов России Леонида Ольшанского.
- Получается, что человека заставляют заранее заплатить за нарушение, которого, возможно, вообще не будет! А раз не будет, значит, банк и страховая компания будут эти средства прокручивать, получая неплохой доход с миллионов водителей. В этом нет ничего удивительного. Ведь автор этого законопроекта, «единоросс» Владислав Матусович Резник, сам в прошлом и банкир, и страховщик. В 1990-ом году он исполнял обязанности заместителя председателя совета директоров «России» - одного из ведущих на тот момент коммерческих банков. До 1995-го года руководил правлением компании по страхованию – «Русь», а с 1995 по 1998 годы возглавлял «Росгосстрах». Итак, кредитная карта даст водителю возможность расплатиться за нарушение ПДД «на месте», но по безналу. Однако, согласно «Кодексу «Об административны х правонарушениях», на оплату штрафа отводится 30 дней. Из них 10 – на обжалование наложения штрафа. А подача обжалования автоматически тормозит любое производство по административно му делу. «Оплата на месте» лишает водителя не только права на обжалование решения инспектора ГИБДД, которое может быть несправедливым, но и на гарантированную 42-й статьей квалифицированн ую помощь адвоката.