Развеивание мифов и легенд. Очень часто на вопросы "как греть" и "с чего это она греется, если авто неподвижно" мы слышим что-то типа "ты же не знаешь, что там происходит". Так вот, АКПП создана не богами, мы прекрасно знаем, что там внутри. Конечно, это не ответ на вопрос "греть или не греть". Это ответ на вопрос "греется или не греется".
Составные части: гидротрансформа тор и редуктор планетарного типа (с типом редуктора возможны варианты, но это всё равно редуктор).
Редуктор на стоящей машине не греется принципиально, потому что это жёсткая зубчатая передача: если не крутится выход (колёса), значит, не крутится и вход (вал, на который передаётся усилие от двигателя). Соответственно, не крутятся и все промежуточные шестерёнки. Ровно так же и по той же причине не греется на стоящей машине, например, задний мост или кардан. Никакие шестерёнки не греются в принципе, ни от четвёртой передачи, ни от первой.
Ок, теперь смотрим на гидротрансформа тор. Его устройство вкратце: два лопастных колеса по типу турбин. Одно колесо жёстко соединено с двигателем, второе, так же жёстко — с редуктором, который мы уже рассмотрели. Первое колесо крутится двигателем, разгоняет жидкость, в которой всё это плескается, а уже эта жидкость крутит второе колесо. Наглядный пример: когда сахар в чае размешиваете, там чаинки начинают крутиться вслед за ложкой. Вот это именно оно, только вместо ложки — лопасти первого колеса, а вместо чаинок — лопасти второго колеса. При разгоне до определённых скоростей эти лопастные колёса жёстко соединяются между собой отдельным механизмом, образуя что-то вроде муфты, примерно как в обычном сцеплении. Но мы стоим на месте, поэтому независимо от выбранного режима АКПП лопастное колесо, которое связано с двигателем, крутится с частотой двигателя, а второе колесо не двигается совсем.
На этом месте можно предположить, что режим АКПП на прогрев не влияет, но есть нюанс. В гидротрансформа торе между лопастными колёсами есть так называемый реактор, дополнительное колёсико, тоже лопастное, которое правильным образом "улучшает" направление потоков трансмиссионной жидкости, за счёт чего увеличивает почти в три раза крутящий момент, передаваемый на редуктор. Вот положение реактора и является единственным отличием: в режиме N он крутится свободно, подчинённый потокам, создаваемый лопастями ведущего колеса, а в режимах D и R он неподвижен, за счёт чего и создаётся его эффект (он повышает КПД).
Хотя и это ещё не всё. На некоторых коробках при нажатом тормозе реактор разблокирован (речь идёт про стоящую или медленно ползущую машину). Это делается для того, чтобы при торможении не скрипели колодки и машина не клевала носом, а так же для разгрузки двигателя при стоянии на светофорах и в пробках. На машинах с такими коробками реально нет разницы между D и N. На тех же, где такой фичи нет:
* в режимах N, P: насос крутится, турбина стоит, реактор болтается сам по себе (у лопастных колёс есть такие названия, из контекста должно быть понятно, что к чему)
* в режимах D, R, L, 2, 3: насос крутится, турбина стоит, реактор стоит.
Вывод:
В режимах D и R, за счёт действия реактора, трансмиссионная жидкость греется сильнее, чем в режимах N и P, но только на тех коробках, на которых реактор не разблокируется при нажатом тормозе. Трансмиссионная жидкость — это то самое масло для АКПП, оно общее для редуктора и гидротрансформа тора, поэтому можно утверждать, что некоторые коробки в режиме D прогреваются. При этом, прогревается более безопасно для себя, чем сам двигатель, потому что в ней ничего не трётся и вообще практически ничего не двигается. Но этот прогрев повышает нагрузку на двигатель, поэтому надо подождать, пока он сам прогреется.
Однако отличий между режимами D и R уже точно не осталось: насос крутится, турбина стоит, реактор стоит. А уж между режимами D, L, 2 и 3 разницы нет и подавно — с механической точки зрения это один и тот же D, но с разной электронной программой переключения. Режим с ручным переключением — аналогично, это тоже D. Поэтому нет никакого смысла "подержать минуту на R, минуту на D и по 10 сек на остальных режимах", как некоторые советуют. Если греть — то на любом из режимов.
Надеюсь, этот вопрос мы навсегда закрыли, если кто-то спросит — можете давать ссылку на сей топик.