4auto - режим при котором передний мост подключается когда блок управления трансмиссией фиксирует разницу между показаниями от датчиков скорости переднего и заднего мостов.
Минусы:
- при включении режима "авто" активируется муфта подключения переднего моста, другими словами в этом режиме редуктор переднего моста вращается даже если фрикционы в раздатке не сжаты (его в этом случае вращают колеса). Это накладывает повышенные требования к состоянию редуктора в целом и уровню масла в нем.
- при отсутствии системы стабилизации, в некоторых режимах (при резком срыве ведущих колес) передний мост подключается с ощутимым ударом (т.к. задние уже успевают раскрутиться), плюс к этому подключение происходит довольно резко и неожиданно, что может спровоцировать потерю контроля над автомобилем. Но это происходит лишь при очень экстремальном "пилотировании". Если система стабилизации есть, то подключение происходит плавно и прогнозируемо в любом режиме.
Плюсы:
- передняя ось всегда готова при необходимости подключится и предоставить в ваше распоряжение четыре ведущих колеса.
4хай - режим, когда передний мост подключен всегда.
Минусы:
- поскольку само собой разумеется, что в этом режиме передний мост подключен всегда, то требования к его состоянию такие же, как и для 4авто.
- отсутствие межосевого дифференциала в раздатке не позволяет использовать этот режим на дорогах с твердым покрытием, исключающим взаимное проскальзывание осей. Этот режим только для скользких покрытий (лед, снег, грязь и т.д). При использовании этого режима на асфальте или бетоне неизбежны проблемы с трансмиссией, о чем производитель предупреждает в инструкции по эксплуатации.
- так же отсутствие межосевого дифференциала серьезно распрямляет траекторию и можно просто "не попасть" в знакомый поворот, который вы всегда проходили без проблем. И чем этот поворот круче, тем больше шансов "не попасть". Но это опять же актуально лишь для передвижения на скоростях, за которые в КОАП-е предусмотрена административна
я ответственность
.
Если на вашем автомобиле есть система стабилизации, то я рекомендую ездить зимой на 4авто без каких либо ограничений.
Если стабилизации нет, но стиль пилотирования не претендует на лавры Шумахера, то 4авто тоже подойдет. Никаких ограничений по максимальной скорости при этом производитель не накладывает. Но нужно помнить, что чем больше скорость тем больше нагрузки и износ всех узлов автомобиля (про безопасность я не говорю - это другая тема).
Если стабилизации нет, но любите "поотжтгать" - то все, что я тут понаписал вам не нужно, и так со всем разберетесь, дай Бог здоровья тем, кто вокруг вас.
Если зимой в вашем районе проживания асфальт исчезает и появляется только весной, то можно смело кататься на 4Н, необходимо только помнить о том, что подключенный передний мост распрямляет траекторию. Там где я живу, так и происходит, поэтому я всю зиму катался на 4Н, переводя его на 2ВД только при выезде на федеральные трассы (и то не всегда).
За подключение переднего моста отвечают два механизма. Первый - энкодер в раздатке (б), второй - муфта подключения переднего моста(а).
При движении в режиме 2hi (рис. вверху), передний мост отключен как энкодером, так и муфтой. Момент от двигателя передается только на задний мост (в) и соответственно задние колеса. Момент от двигателя для наглядности выделен красным. Но поскольку автомобиль едет, то передние колеса тоже вращаются, но кроме них вращаются лишь полуоси. Момент от дороги на схеме выделен зеленым. Дальше полуосей момент отсекается с правой стороны муфтой, а слевой - свойствами открытого дифференциала (врящаются лишь сателлиты с ведущей шестерней полуоси). При этом редуктор переднего моста (г), промежуточный вал (г>а) и передний кардан (г>б) стоят на месте. Неподвижные компоненты выделены синим. Такой режим экономит топливо и ресурс трансмиссии (нет вращения - нет износа).
При включении режима "авто", муфта подключения переднего моста замыкается (рис. вверху) и момент от дороги (зеленый) при движении автомобиля начинает вращать через муфту промежуточный вал, редуктор, передний кардан и ведомую шестерню переднего моста в раздаточной коробке. Все это вращается, но приводится не от двигателя, а от дороги, тем самым немного возрастает расход топлива и снижается ресурс трансмиссии, но вместе с тем датчики скорости в раздатке отслеживают разницу во вращении переднего и заднего карданов. Как только разница достигает определенного значения (при пробуксовке задней оси), энкодер получает команду и подключает передний мост в раздатке. Теперь момент от двигателя идет на все компоненты трансмиссии (рис. внизу) и автомобиль становится полноприводным. Тоже самое вы можете сделать принудительно, переведя переключатель режимов трансмиссии в режим 4hi.