Всем привет.
Давненько я ничего не писал на форуме, всё как-то в читатели перебрался. Давненько меня мучила проблема "Сервис Стабилитрек", а точнее с осени прошлого года. Ошибка выскакивала не всегда и в основном при вращении руля влево примерно на пол оборота руля. Но с каждым днём проблема прогрессировала и ошибка стала появляться чаще, но уже при повороте руля вправо. Прошлую зиму я практически не ездил, а к этой решил подготовиться. Задумался о замене датчика. Последний раз его меняли при пробеге примерно 90000 - 100000 км. Отбегал он свои честные 100000 и потребовал замены. При покупке машины, прежний владелец отдал мне 2 датчика. Один "родной", второй приобретённый на замену, но вышедший из строя спустя небольшое количество времени.
Прочитав всё тему:
http://trailblazerclub.ru/forum/index.php/topic,261.420.html не смог понять, как установить начальную "0" вую точку. Дело в том, что этот датчик новым я никогда не видел. Всё оказалось куда проще. Если б я об этом узнал раньше, не потратил бы 8500 на новый датчик.
Итак.
Вот наш датчик. Слева - новый, справа - с пробегом за 100000
Это, как выяснилось, стопорная шпилька (Чека)
Она фиксирует положение датчика в "0" и предотвращает от произвольного вращения механизма датчика. При установке нового датчика на рулевую колонку необходимо убедиться, что вал рулевой колонки стоит именно в таком положении и совпадает с положением датчика.Если все механизмы рулевого управления собраны правильно, никаких дальнейших проблем не возникнет. Если колёса и рулевое колесо при этом стоят криво, то вероятно, что они переставлялись, менялись, ремонтировались
.
После физической установки датчика на место, эта "чека" удаляется, что позволяет механизму датчика вращаться. Ошибка при этом исчезнет сама.
Из личного опыта, большинство неисправностей электро-механических приборов связано с грязью, пылью, окислениями, и т.д.
Изначально я предполагал, что устройство датчика будет куда проще и будет напоминать, ну например, датчик положения дроссельной заслонки на ВАЗах. Там несколько дорожек с графитовым напылением, которое со временем стирается и появляются провалы (потеря электрического сигнала). В результате чего авто не едет, плохо реагирует на педаль газа. Подобные датчики ремонту не подлежат. (не буду описывать некоторые варианты их восстановления, т.к. это очень не на долго).
Наш датчик оказался куда более продвинутым.
Разбор.
Снимаем этикетку или разрезаем её по линии совмещения двух половинок корпуса датчика.
Острым предметом (ножом, шилом, ...) поддеваем защёлки и располовиниваем датчик. Самые "упёртые" защёлки на тоннеле разъёма.
Отпаиваем контакты графитовых дорожек от платы и вынимаем блок-схему. Для удобства необходимо воспользоваться оловоотсосом или оплёткой для снятия олова.
До чистки датчик выглядел так:
С нижней стороны печатной платы располагаются фотоэлементы, которые отслеживают вращение рулевой колонки.
На нижней части корпуса расположена связующая шестерня (белого цвета) и кольцевой ползунок реостата. Нижняя часть корпуса не разборная.
Дальнейший отчёт носит исключительно ознакомительный характер.Снимаем металлическую скобу. Для этого срезаем 5 оплавленных пластиковых шпиньков. Вынимаем кольцевой ползунок.
На фото датчик уже после чистки. До вскрытия выглядел так
Состояние графитовых дорожек и прижимной соединяющей контактной пластины у меня не вызвало нареканий
и я сосредоточился на фотоэлементах и перфорированной шестерне.
При помощи жёсткой кисти и воздуха под давлением я избавился от всех посторонних частиц. Судя по всему в конструкции датчика не предусмотрена смазка трущихся деталей. Оно и понятно, смазка может попасть в механизм фото измерителя.
Приступаем к сборке.
В качестве "Чеки" я использовал обыкновенную скрепку. Вставляем её с обратной стороны корпуса датчика в отверстие в белом пластике. Не сфотал, но думаю не ошибётесь.
Устанавливаем кольцевой ползунок в крайнее правое положение. Отверстие при этом должно быть слева от "чеки"!!!
Устанавливаем вспомогательную шестерёнку. Устанавливаем металлическую шайбу.
Устанавливаем основную шестерню схемы фотоэлементов. Длинная прорезь должна располагаться ближе к тоннелю разъёма. В принципе другим образом вы её не сможете поставить. Только одно отверстие совмещается с чекой.
Устанавливаем блок-схему фотоэлементов фиксации вращения рулевой колонки и запаиваем три контакта.
Проверяем на верхней части корпуса резиновое уплотнительное колечко. Я его чуть не потерял.
И собираем корпус датчика.
Работы в тепле завершены. Дальнейшие работы производятся как повезёт.
Т.к. я уже установил новый датчик и всё собрал, мне было влом снова всё разбирать. Поэтому я снял обшивку, защитную металлическую пластину и вынул разъём. Длинны проводки достаточно, чтобы подключить датчик для проверки.
Подключил датчик, завёл машину - ошибка не горит. Вынул "чеку" и повернул сердцевину датчика влево на 1,5 оборота - ошибки нет. Вернул в центральное положение и повернул вправо на 1,5 оборота - ошибки нет. Повторил описанную процедуру проверки 10 раз с каждым датчиком - ошибок нет! После проверки датчика поставил "чеку" на место.
Уверен на 80%, что данного ремонта должно хватить ну как минимум на половину срока нового датчика.
Белый налёт, как я понимаю, возник из-за трения вращающихся частей механизма. Дальнейших срок службы будет зависеть от состояния зубцов шестерёнок и образовавшихся люфтов. Третий датчик тоже был разобран. Имел все те-же дефекты. Почищен. Проверить не смог, он остался на работе. Возможно в понедельник я его поверю.
Я не претендую на конечную инстанцию. Возможно, я что-то упустил в отчёте и возможно данный "ремонт" поможет кому-то просто продать машину. Но хотелось бы надеяться на лучшее. Возможно, кто-то сэкономит от 8000 до 10000 руб. на покупке нового датчика.
С уважением, Вячеслав.
З.Ы. Большая просьба к тем, кто решит проделать все эти манипуляции со своим датчиком. Отпишитесь в теме, кому и на сколько помог такой ремонт, сколько проехал.
З.Ы.Ы. Господа Модераторы. Если посчитаете нужным объединить темы про Стабилитрак и его ремонт, возражать не буду. Сам долго не мог решиться выносить в новую или предлагать решение в середине старой.