Это типичное поведение жестко подключаемого привода на относительно прямых участках. Но если дорога поворачивает, колеса осей должны вращаться с разными скоростями, чтобы компенсировать разные диаметры поворота, а у ШТБ-2 нет дифференциала, который это обеспечивает. Стоит в этой ситуации проскользнуть одному колесу, как тут же лавинообразно развивается занос, который уже практически никакими приемами не гасится.
На форуме пикапклуба описана куча случаев, когда люди "ехали как по рельсам", а потом не успели моргнуть глазом как оказались в кювете. Используйте полный привод только если дорога покрыта слоем снега.
У нас зима была не особо снежная, но пару недель все же было. Плюс мотался в Москву, в Волгоград... Там, где была возможность, потестировал Трейлик на скользких покрытиях. В лайтовом варианте, но все же. Попробую изложить своё видение.
Задний привод. Машина тяжелая, руль не острый, плюс высокопрофильна
я (читай - мягкая) резина и длинноходные подвески. Момент у мотора ломовой, и двигатель при закрытии газа обороты сбрасывает медленнее, чем бензиновый, видимо, сказывается бОльшая масса деталей ЦПГ. У меня LT+МКП, соответственно, из электроники только АБС. Лично у меня ОТНОСИТЕЛЬНО быстро погасить занос получалось, ну может в половине случаев. В основном - машина проваливается на больший угол, чем хочется, после коррекции рулем и сброса газа висит в заносе долго, на выходе имеет тенденцию к контрзаносу, потому как скоростное руление на Трейлике явно не планировалось и точно отработать рулем трудно. Опель Омега позволял абсолютно точно на прямой себя качнуть рулем, выставить машину боком, отскользиться и ходом попасть в боковой проезд шириной метра три с половиной. На переднем приводе - вообще сказка: качнул рулем, поддернул-придержал ручник и втаскивай газом куда надо. На заднеприводном Трейле - плюс/минус трамвайная остановка в прямом смысле этого слова
. Даже на шипованной Хаккапелите: то в нужном месте не срывается, то потом долго ловится. Единственное, что удается отлично - разворот с места на узком перекрестке - никаких задних ходов, а 180 градусов - как раз та амплитуда, когда на нашей тяжелой машинке все успевается отработать с высокой точностью. Это касательно заносов, спровоцированны
х специально. Машина однозначно не дрифтерская! Оно-то, конечно, можно и зайца научить курить... Но путем длительных и кропотливых тренировок. Касаемо же непроизвольных ситуаций, когда на прямой передоз газа и корма пошла вбок - тут всё выправляется классически (сброс газа + поворот/возврат руля) и без проблем. В поворотах (типа, как на кольце и т.д) - я упражняться не посоветую. Лучше перед поворотом сбрасываться с запасом.
Этой же зимой был случай при повороте через трамвайные пути на полном приводе в условиях снегопада, скорость была где то 20 км/ч, передние колеса рельсы переехали а задние зацепились и крутнуло, занесло мама не горюй- поперёк дороги развернуло и потащило боком на встречку, не думал что на такой скорости может быть такое, видимо масса авто сыграла свою роль
Увы, совершенно реальная ситуация. На любом типе привода. Давным-давно было дело, меня выставило таким образом под 45 град. на переднеприводно
й девятке. Тут только на опыте: сопоставлять скорость и угол атаки. На заднем приводе вероятность разворота больше: на полном или переднем хотя бы есть шанс, что морда втащит наверх заднюю ось, шлифующую край колеи.
Теперь про полный привод, о чем собственно первая цитата.
Тут у Трейлика как раз все хорошо и правильно!
Попробую детализировать. При переборе скорости в варианте 4х4 нет ни заноса, ни сноса. Жесткая связь в раздатке вызывает небольшую пробуксовку, и машина просто начинает скользить наружу поворота всеми четырьмя колесами. Проблемы, описанные на форумах (пикап, Кайрон и т.п.) возникают от неверных действий пилота. Здесь факторов несколько. Машина только что шла как по рельсам, а тут НА тебе: надо повернуть, а она реагирует на руль очень вяло, идет наружу поворота. Простой и, увы, неверный рефлекс: бросить газ и довернуть руль сильнее! Результат - передняя ось окончательно теряет боковое сцепление, начинает "плужить". Газ брошен, тяги внутрь поворота нет. Вывернутое колесо (наружное, т.е. левое в правом повороте или правое в левом) нагребает перед собой снежный (гравийный, песчаный, земляной и т.п., если речь не про чистый асфальт) "бруствер", утыкается в него. Происходит очень быстрый разворот вокруг этого колеса - тот самый молниеносный занос, с которым справиться невозможно. И дальше - вылет, переворот и т.п. В случае с асфальтом или иным твердым покрытием - аналогично, только колесо тут не нагребает перед собой препятствие, а просто в какой-то момент перестает скользить и восстанавливает сцепление с дорогой. И что с этим делать?
Специфика тут своеобразная.
Во главе угла - выбор траектории. Не жаться внутрь поворота в его начале, иначе на выходе придется доворачивать руль и будут как раз вот эти проблемы. Первая часть дуги должна быть более крутая, ближе к выходу распрямляемся.
Скорость. Быстрым должен быть не вход в поворот!!! Быстрым должен быть выход! В принципе, это вытекает из предыдущего. Поэтому, чтобы не бороться с машиной на дуге поворота, лучше "перетормозить" перед входом. И неприятностей, и потерь времени будет меньше.
Очень важно понимать, что когда машина скользит, она при этом ТОРМОЗИТ!!! И довольно интенсивно. Поэтому, если скольжение всеми четырьмя наружу все же началось, немного прикрываем газ (именно НЕМНОГО ПРИКРЫВАЕМ, А НЕ БРОСАЕМ!!!) и даем машине просто оттормозиться скольжением. Скорость упадет, скольжение прекратиться, и машинка зайдет в поворот. "Под занавес" скольжения газ "возвращаем на место"
. Если этого не сделать, будет как бы толчок внутрь поворота. Если этого испугаться и рефлекторно бросить газ - в принципе, тоже возможно спровоцировать занос. Поэтому, если добавлять газ страшно, вариант: чуть вернуть руль. Именно вернуть, а не пытаться его доворачивать, как делали 95% пострадавших от парт-тайма!!!! Смотрим пункт первый: правильная траектория должна позволить это сделать.
Соотвественно, если хочется наоборот, распустить траекторию - при скольжении всех колес газ добавляем, чтобы компенсировать потерю скорости. Скольжение с плавным закруглением будет продолжаться. Т.е. в принципе можно почти полноценно "рулить газом"; рулем только корректировать угол скольжения.
Вариант, когда скорость превышена км на 40 в час, рассматривать не будем. Тут способ удержаться на дороге один: срывать машину в управляемый занос, ставить носом к центру поворота и пытаться запихать её в поворот тягой двигателя на всех четырёх колесах. Но с джипом вряд ли прокатит: большой вес = огромная инерция, дури двигателя хватит вполне, а вот сцепления колес - вряд ли.
На голом льду - в любом случае разумная скорость и без фанатизма!!! Ибо там работает только такая резина (фотки мои, Субарик нашего товарища по команде Юры Борисенко, Пено, 2010 год):
Букав много, как мог, постарался изложить, звиняйте, ежли что не так.