Иван, а что имелось ввиду, когда было сказано, что 18" резину нельзя спускать?
Возьмем для наглядного примера 2 типоразмера:
265/70 R16 и 285/60 R18.
Рисунок для наглядности:
Высота у них будет - 778 и 800мм соответственно. 22 мм разницы. 1,2 разница в клиренсе в пользу 18"-х дисков.
Ширина пятна контакта - 265 и 285 мм. Т.е. пятно контакта больше будет у 18" шины.
Разница в ширине - 20 мм, но колесо не прямоугольное, потому будут закругления, и калькулятор подсказывает, что на 16" - 166 мм реальная ширина зоны контакта, и 191 на 18".
191 - 166 = 25мм. Т.е. у шины на 18" диске площадь ширина зоны контакта с дорогой будет на 25мм больше.
Высота протектора -
265 * 70% = 185,5мм - у 16" шины
285 * 60% = 171мм - у 18" шины.
14,5 мм разницы в пользу 16" шины (почти на 1,5 см протектор выше).
Т.е. получаем, что когда стравливаем воздух, у нас увеличивается пятно контакта, потому что колесо расплющивается под массой машины, что приводит к снижению (небольшому клиренса), увеличению пятна контакта.
Но, запас по клиренсу был выше на 1,2 см. у шин на 18" дисках, пятно контакта у них также было больше. Но мы помним, что в целом колесо на 16" дисках был на 1,5см выше протектор.
Потому, когда мы спустим колесо на 16" сильно и 18" не очень сильно, то высота протектора 30" шины на 16" дисках и высота 31" шины на 18" дисках будет примерно одинаковой, т.к. изначально высокий клиренс 18" дисков компенсирует большую высоту протектора шины на 16" дисках. 15 мм высоты протектора против 12 мм клиренса... И, при спуске шины на 16" дисках клиренс авто тоже упадет, т.е. клиренс машины на 18" дисках будет все же больше.
Понятно, что шину на 16" дисках расплющит сильнее, но у шины на 18" дисках изначально пятно контакта больше, плюс мы ее тоже немного подспустим. Я не берусь утверждать, но с большой долей вероятности можно предположить, что в таком случае пятно контакта шины на 16" и 18" дисках будет одинаковым.
Так что получаем? По всем этим моим теоретическим расчетам получается, что для указанных размеров, если шины на 16" дисках поспускать должным образом (с 2,4 атм. до 1,2 атм., если не ошибаюсь - на 1,2 атм.), а 18" подспустить незначительно, например, с 2,4 до 1,8 - на 0,6 атм.) пятно контакта с дорогой будет практически одинаковым, что у шин на 16" дисках, что у шин на 18" дисках. При этом клиренс на дисках 18" будет выше, т.е. риск зацепить мостом что-то на бездорожье будет немного меньше.
Единственное, что мне приходит в голову, то, что при стравливании воздуха с шины, когда ее плющит, то боковины как бы раздувает по сторонам, и получается, что боковые грунтозацепы (если они есть) на шинах с 16"-м диском, возможно, будут работать лучше именно на этих выпуклостях, плюс более низкое давление в шинах заставит ее прилегать к дороге плотнее, т.е. она будет в большей степени как бы обтекать всякие камушки, веточки, коряги, если они есть.
Но это я просто натеоретизирова
л, потому где-то могу и ошибаться. Если кто-то дополнит или исправит - это было бы здорово!