Первым признаком классификации АКБ является сплав свинца из которого изготовлены пластины:
1. Обе пластины с малым содержанием сурьмы - раньше, давно, кто-то эти батареи и не видел - в черном эбонитовом /вроде правильно назвал/ корпусе. Тогда еще существовал СССР все батареи были малосурьмянисты е. Эти пластины могут только отливаться. Толщина пластин 1,0 - 1,3 мм.
"+" пластины достаточно толстые, что препятствует их короблению при высоких токах разряда и меньше подвержены негативному воздействию вибрации. Наличие сурьмы позволяет без особых проблем для эксплуатации подвергать АКБ глубокому разряду (относительно других технологий).
"-" повышенный саморазряд - гарантийный срок хранения после изготовления составляет 3-6 месяцев с обязательным контролем и при необходимости подзарядкой каждые 3 месяца; повышенный расход /выкипание/ воды - соответственно частый, особенно в жару контроль уровня электролита, снижение его уровня более чем на четверть высоты пластин чревато взрывом батареи.
Малосурьмянисты е батареи выпускаются только в корпусе имеющем пробки, которые позволяэт заглянуть в каждую банку.
В настоящее время мне известен только один завод, производящий батареи по этой технологии - это Рязанский Тангстоун, завод купленный в Великобритании и перевезенный в Рязань в 2007 году. Уже второй год как он сменил владельца, что положительно сказалось на продукции, в пределах возможностей технологии. Это ТМ Спутник, Союз, Silver star, Contact.
2. Обе пластины содержат кальций Ca/Ca.
Пластины могут отливаться, но как правило штампуются: просечка /HME - Hot metal expanding/ пластина производится из ленты толшиной от 0,8 до 1,2 мм в которой в шахматном порядке делаются надрезы длиной около 5 мм и впоследствии лента растягивается образуя нечто подобное сотам. Высечка /Panching/из ленты 0,6-0,8 мм высекается весь рисунок, наличие отходов свинца.
"+" низкий саморазряд - гарантийный срок хранения АКБ на складе 1 год с промежуточным контролем каждые полгода. Хорошие батареи через год не требуют подзараяда; расход воды ничтожно мал, что позволяет не доливать ее в течение всего срока эксплуатации. Снижение веса батареи с сохранением всех параметров; повышенные пусковые токи /ток холодной прокрутки/; ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛАСТИН.
"-" боится глубоких разрядов
Батареи могут быть как в необслуживаемом корпусе, так и в обслуживаемом.
3. Гибридные батареи Ca/Sb /одна пластина с добавлением кальция, другая с сурьмой/.
Батареи изготовленные по этой технологии по плюсам и минусам являются чем-то средним между первыми двумя. На мой взгляд наиболее подходят для отечественного автопрома.
Обособленно стоят гелевые и батареи выполненные по AGM технологии, ошибочно их тоже называют гелевыми.
Гелевые батареи - собственно обычные классические батареи, в которых электролит находится в желеобразном состоянии, что достигается путем добаления, после изготовления, формирования батарей и заливки электролита, загустителя на основе SiO2. Эти батареи могут работать и в горизонтальном положении и имеют многие другие положительные особенности, но этих батарей очень мало в продаже, нет смысла оних много писать, тем более при зарядке повышенным током /перезаряд/ гель необратимо превращается в жидкость. На этих батарея присутствует надпись Gel.
AGM, наверное самые продвинутые батарейки. Могут конструктивно быть выполнены в стандартном корпусе с несколькими парами плоских пластин или так называемые батареи "спирального" или "орбитального" типа. Эти батареи отличаются наличием между пластинами стекловолокна, пропитанного обычным жидким электролитом. А ьатареи орбитального типа имеют банки в форме цилиндров, в которых ДВЕ пластины, между которыми все то же пропитанное электролитом стекловолокно, свернуты в спираль. Батареи этого типа изобретены в Америке и производятся корпорациями Optima - несколько назначений различающихся по цвету желтые, синие и красные. Выпускаются в нескольких емкостях самая большая, что я встречал - 70/час. Другим производителем является корпорация Exide со своее Maxxima 900, с недавних пор 1000. Цыфры означают ток холодной прокрутки. Производитель позиционирует эту батарею как ёмкостью 50 а/час. Уникальная батарея не только своим ТХП но и возможностью зарядки из нуля до полного током в 100 ампер в течение получаса. Но не наша емкость, поэтому хватит о ней.
По большому счету все батареи продающиеся сейчас в рознице примерно одинакового качества. Они делятся по ценовым сегментам супер эконом, эоном, большой сегмент средний и премиум. Отличаются как правило производителем /его раскрученностью Варта, Бош, Мутлу, Топла Таб, Титан Арктик, Аком Реактор, Актех Зверь и т.д./, пусковыми токами и как итог - ценой.
Вот наверное, что необходимо знать. Самое главное - это свежесть АКБ. Чем меньше времени прошло с даты изготовления - тем лучше, хотя и при правильной организации контроля хранения и двухгодовалые батареи ничем не хуже.
В следующий раз, если интересно, могу рассказать кто, где и как заливает /засыпает/ энергию в батарейки :-))))))